НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР


 
1. Ульрих Цвингли
2. Магеллан 
3. Мартин Лютер 
4. Николай Коперник
 5. Джордано Бруно
 6. Жан Кальвин 
 7. Эразм Роттердамский
 
   Важнейшей переменой того времени стало изменение взгляда человека на мир. Люди по-другому стали смотреть на то, что их окружает: на небо, на землю, на самого человека.
   Возрождение высоко подняло пред­ставление о человеческом разуме, его спо­собности познавать мир. Наука эпохи Воз­рождения представлена блестящей плеядой ученых. Это Николай Коперник (1473-1541), создавший гелиоцентричес­кую систему мира; Джордано Бруно (1548-1600), выдвинувший концепцию о бесконечном множестве миров Вселенной; Иоганн Кеплер (1571-1630), открывший закон движения планет и теорию затмений; Галилео Галилей (1564-1642), заложив­ший основы современной механики (зако­ны инерции и свободного падения, колеба­ния маятника) и обнаруживший пятна на Солнце; Мигель Сервет (1509-1553), выска­завший идею о малом круге кровообращения; Андреас Везалий (1514-1564), создавший труд по анатомии человека в семи книгах; Иоганн Гутенберг(1394/99-1466/68), приду­мавший печатный станок с разборным шриф­том. Символом этой эпохи стал Леонардо да Винчи (1452-1519) - один из наиболее универсальных гениев в истории челове­чества. Его труды в области математики, естественных наук, механики поражают своей разносторонностью. Его справедли­во считают пионером современного есте­ствознания, теоретиком экспериментально-математического исследования природы. Он отстаивал решающее значе­ние опыта в познании природы, считая, что «Мудрость дочь опыта».
   Если астрономические открытия изме­нили взгляд человека на небо, то геогра­фические экспедиции Христофора Колум­ба, Васко да Гама, Магеллана, Америго Веспуччи расширили географические по­знания, изменив взгляд на Землю. На кар­тах, составленных в XVI веке, открылись новые очертания Земли, которые в основ­ном соответствовали нынешним представ­лениям.
Карта Мира Петро Планко 1594

 
   Изменения представлений о Вселенной происходили наряду с изменением и в фило­софии, которая была тесно связана с нау­кой. Философия Ренессанса характеризует­ся отказом от авторитетов, обращением к опыту, доверием к собственному разуму. Кро­ме перечисленных ученых-мыслителей важ­нейшими представителями философии эпо­хи Ренессанса были:
   Николай Кузанский (1401-1464) - кардинал, математик, механик, астроном. Автор «учения о совпадении противопо­ложностей». Он утверждал, что у Вселен­ной нет границ, что она бесконечна, тем самым подготовив почву для гелиоцентри­ческих воззрений Коперника. Утверждая, что мир бесконечен, «божественный Кузанец» приходит к выводу, что процесс по­знания - это бесконечное совершенство­вание человеческих знаний. Философ называет человека вторым Богом потому, что, «как Бог есть творец реальных ве­щей и естественных форм, так и человек - творец логического бытия и ис­кусственных форм». По мнению Кузанского Бог недоступен человеческому рас­судку, но зато ему открыт весь материальный мир, а в основе всех явле­ний природы лежат математические отно­шения. Согласно ему, высшей познаватель­ной способностью является разум, чья деятельность отделена от чувств. Разум рассматривается им как высшая теоре­тическая способность.
   Марсилио Фичино (1433-1499), кото­рый пытался создать новую философскую картину мира и с ее помощью преодолеть христианскую религию и снова связать куль­туру с эллинизмом.
   Николло Макиавелли (1469-1527) - итальянский политический деятель и историк. Объектом его исследования были политика, личность правителей, устройство государ­ственного механизма. Его мораль подчинена целям политики, а религия рассматривается им как часть общественной жизни.
   Эразм Роттердамский (1466-1536), которого по праву считают родоначаль­ником новой гуманистической философии. Он считал, что великое обновление мира должно начаться с духовного раскрепо­щения. Его идеалом образования был эс­тетический, моральный и религиозный ин­дивидуализм.
   Английский мыслитель Томас Мор (1474-1535), автор романа "Утопия", ставший основоположником утопического социализма, разработал тео­рию о наилучшем устройстве государства на острове Утопия, где нет частной соб­ственности, а все граждане трудятся и ра­зумно отдыхают. Мор требовал религиозной веротерпимости, возможно меньшего коли­чества догм и передачи дела воспитания юношества духовенству.
   Томазо Кампанелла (1568-1639), про­долживший мысли об идеальном городе-го­сударстве. В книге «Город Солнца» он дает описание общественного устройства на прин­ципах утопического социализма.
   Мишель Монтень (1533-1592) -французский юрист, политик и философ. По своему мировоззрению он, ярко выраженный скептик, занимался проблемами морали. Монтень разоблачал суетность людей и бес­полезность человеческого разума, ссылаясь на сомнительность человеческого суще­ствования.
 
Вачьянц, А.М. Вариации прекрасного. Ренессанс. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 104 с.: ил. – (Мировая художественная культура). 


Copyright MyCorp © 2016