НОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ


  Фреска Рафаэля «Афинская школа», где рядом с Пифагором и Аристотелем изображены Леонардо и Браманте
   Открытие, или возрождение, лучезар­ной античности - это не просто подражание и возвращение греко-римских традиций и идеалов. Это новое прочтение античной куль­туры, забытой во времена средневекового «темного невежества». В этом смысле тер­мин «гуманизм»(«че­ловечный») дает более широкое понимание культуры, провозгласившей человека и его блага высшей ценностью.  
   Еще римляне называли гуманизмом выс­шее культурное и нравственное развитие че­ловеческих способностей. В гуманистичес­ком мировоззрении Ренессанса центром космического бытия становится Человек-творец, который подобен Богу-творцу (по сло­вам Николая Кузанского «Человек есть вто­рой Бог»). Это творческий, энергичный, волевой, раскрепощенный человек, пришед­ший совершать великие дела и подвиги; это светский человек, умеющий радоваться жизни и ощущающий многообразие собственных безграничных возможностей. Но если в ан­тичном мире человек зависел от рока, то человек эпохи Возрождения – это гениальная личность, сама выбирающая свою судьбу и верующая в свои возможности, волю, разум.
Пико делла Мирандола (1304-1374). Марсилио Фичино
 
   Таким образом, в переходной эпохе Ренессанса, обращаясь к человеку как к высшему началу бытия, теоцентризм культуры Средневековья постепенно сме­няется антропоцентризмом культуры Нового времени. Известный итальянский гуманист Возрождения Пико делла Мирандола так говорит человеку устами Бога: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что в нем есть. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, сво­бодный и славный мастер, сформиро­вал себя в образе, который ты предпоч­тешь. Ты можешь переродиться в низшие неразумные существа, но мо­жешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные». Вместе с тем, так возвышая человека, «которому дано владеть тем, чем по­желает, и быть тем, кем хочет!», и чрезмерно воспевая радости земной жизни, красоту человеческого тела, культа на­слаждения и пользы, некоторыми мысли­телями эпохи Возрождения была несколь­ко снижена моральная планка человека. Примером тому - новая формула нрав­ственности Никколо Макиавелли (1469—1527): «Цель оправдывает сред­ства», которая стала апофеозом самоут­верждения личности, не ограниченной за­конами морали.    Вообще, это было время, полное про­тиворечий: добра и зла, красоты и урод­ства, благородства и коварства, целомудрия и чувственности, простоты и усложненности. «Не раз было отмечено, что дурное и хорошее сплетаются меж­ду собой самым удивительным образом в эпоху Возрождения. Люди вышли из мрака средневековья, освободились от мертвящего церковного догматизма, новый высокий идеал озарил их духов­ную жизнь, но они еще не отесаны, еще новички в свободомыслии. Гармонии в социальном устройстве не было достиг­нуто, безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни пе­ред чем и не задумываясь о последстви­ях» (Лев Любимов)
НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ
 
   В новом мировоззрении тесно перепле­тались божественное и материальное, небес­ное и земное, церковное и светское. Но по­степенно культура Ренессанса обретала все более светский характер. Питаясь и ан­тичностью, и средневековьем, она не стала при этом ни ортодоксально-религиозной, ни языческой. Гуманисты Возрождения, будучи глубоко верующими людьми, пытались объединить идеалы античности и христиан­ства. Они сумели земное поднять до небес, а небесное опустить на землю. По словам Марсилио Фичино,«человек измеряет зем­лю и небо... Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр зем­ли слишком глубоким...».
Ученые школы неоплатонизма Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино и Анджело Полициано,
фреска работы Козимо Россели (1486)
 
   Интерес к человеку и личностным цен­ностям привел к идеализации и мифологичес­кому возвышению человека, его индивидуальности и свободомыслию, к философии светского индивидуализма. Именно в эпоху европейского Возрождения появляются одаренные, разносторонние, развитые, универсальные личности, которые становятся эстетическим и этическим идеалом нового времени. По словам Ф. Энгельса, «это был величайший прогрессивный переворот из всех пережи­тых до того времени человечеством, эпо­ха, которая нуждалась в титанах и кото­рая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености... Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и вели­ким математиком, механиком, инжене­ром, которому обязаны важными откры­тиями самые разнообразные отрасли физики. Альбрехт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором... Макиавелли был государственным деяте­лем, историкам, поэтом и, кроме того, пер­вым достойным упоминания военным пи­сателем нового времени. Лютер вычистил авгиевы конюшни не только церкви, но и немецкого языка, создал современную не­мецкую прозу и сочинил текст и мелодию того проникнутого уверенностью в побе­де хорала, который стал «Марсельезой» XVI века».
   Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus — человечный, лат. homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.
 Вачьянц, А.М. Вариации прекрасного. Ренессанс. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 104 с.: ил. – (Мировая художественная культура).
Википедия. Свободная энциклопедия, Электронный адрес: http://ru.wikipedia.org/wiki/ 


Copyright MyCorp © 2016