НОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Фреска Рафаэля «Афинская школа», где рядом с Пифагором и Аристотелем изображены Леонардо и
Браманте
Открытие, или возрождение, лучезарной античности - это не просто подражание и возвращение греко-римских
традиций и идеалов. Это новое прочтение античной культуры, забытой во времена средневекового «темного невежества». В этом смысле термин «гуманизм»(«человечный») дает более широкое понимание культуры, провозгласившей человека и его блага высшей ценностью.
Еще римляне называли гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей. В
гуманистическом мировоззрении Ренессанса центром космического бытия становится Человек-творец, который подобен Богу-творцу (по словам Николая
Кузанского «Человек есть второй Бог»). Это творческий, энергичный, волевой, раскрепощенный человек, пришедший совершать великие дела и подвиги; это светский
человек, умеющий радоваться жизни и ощущающий многообразие собственных безграничных возможностей. Но если в античном мире человек зависел от рока, то человек эпохи Возрождения –
это гениальная личность, сама выбирающая свою судьбу и верующая в свои возможности, волю, разум.
Пико делла Мирандола (1304-1374). Марсилио Фичино
Таким образом, в переходной эпохе Ренессанса, обращаясь к человеку как к высшему началу
бытия, теоцентризм культуры Средневековья постепенно сменяется антропоцентризмом культуры Нового времени. Известный итальянский гуманист Возрождения Пико делла Мирандола так
говорит человеку устами Бога: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что в нем есть. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни
смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие неразумные существа, но
можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные». Вместе с тем, так возвышая человека, «которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем
хочет!», и чрезмерно воспевая радости земной жизни, красоту человеческого тела, культа наслаждения и пользы, некоторыми мыслителями эпохи Возрождения была несколько
снижена моральная планка человека. Примером тому - новая формула нравственности Никколо Макиавелли (1469—1527): «Цель оправдывает
средства», которая стала апофеозом самоутверждения личности, не ограниченной законами морали. Вообще, это было время, полное противоречий: добра и зла, красоты и уродства, благородства и коварства, целомудрия и
чувственности, простоты и усложненности. «Не раз было отмечено, что дурное и хорошее сплетаются между собой самым удивительным образом в эпоху Возрождения. Люди вышли из
мрака средневековья, освободились от мертвящего церковного догматизма, новый высокий идеал озарил их духовную жизнь, но они еще не отесаны, еще новички в свободомыслии. Гармонии
в социальном устройстве не было достигнуто, безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о
последствиях» (Лев Любимов)
НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ
В новом мировоззрении тесно переплетались божественное и материальное, небесное и земное, церковное и
светское. Но постепенно культура Ренессанса обретала все более светский характер. Питаясь и античностью, и средневековьем, она не стала при этом ни ортодоксально-религиозной, ни
языческой. Гуманисты Возрождения, будучи глубоко верующими людьми, пытались объединить идеалы античности и христианства. Они сумели земное поднять до небес, а небесное опустить
на землю. По словам Марсилио Фичино,«человек измеряет землю и небо... Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком
глубоким...».
Ученые школы неоплатонизма Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино и Анджело Полициано,
фреска работы Козимо Россели (1486)
Интерес к человеку и личностным ценностям привел к идеализации и мифологическому возвышению
человека, его индивидуальности и свободомыслию, к философии светского индивидуализма. Именно в эпоху европейского Возрождения появляются одаренные, разносторонние, развитые,
универсальные личности, которые становятся эстетическим и этическим идеалом нового времени. По словам Ф. Энгельса, «это был величайший прогрессивный переворот из всех
пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености...
Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком, инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики.
Альбрехт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором... Макиавелли был государственным деятелем, историкам, поэтом и, кроме того, первым достойным упоминания
военным писателем нового времени. Лютер вычистил авгиевы конюшни не только церкви, но и немецкого языка, создал современную немецкую прозу и сочинил текст и мелодию того
проникнутого уверенностью в победе хорала, который стал «Марсельезой» XVI века».
Гумани́зм (от лат. humanitas —
человечность, лат. humanus — человечный, лат. homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в
эпоху Возрождения.
Вачьянц, А.М. Вариации прекрасного. Ренессанс. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс,
2004. – 104 с.: ил. – (Мировая художественная культура).
Википедия. Свободная энциклопедия, Электронный адрес:
http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
You can do it, too! Sign up for free now at https://www.jimdo.com