«То, что принято называть Возрождением,
было утверждением преемственности, возрождением
в новых формах блестящей цивилизации Греции и Рима,
некогда одряхлевшей и погибшей под натиском варваров,
утверждением культуры гуманизма.
Это было концом Средневековья и началом новой эры».
(Лев Любимов)
Средневековье подготовило почву для новой европейской культуры, ставшей переходной от средневековой
культуры к культуре Нового времени, во многом определив ее художественное развитие. Этот период в истории стран Западной и Центральной Европы получил название ВОЗРОЖДЕНИЕ или
ГУМАНИЗМ. Очагами новой культуры стали, прежде всего, Италия, Германия, Нидерланды, Франция, Англия, Испания.
Западная Европа эпохи Возрождения
В истории мировой художественной культуры эпоха Возрождения охватывает довольно краткий по сравнению с
Древним миром и Средневековьем период - всего три столетия (XIV—XVI вв.). Но по силе, новизне и смелости достижения художественной культуры Возрождения не уступают
предшествующим эпохам. Это было время развития искусств и науки; новых географических открытий и научных исследований; изобретения книгопечатания и открытия гелеоцентирической
системы; изучения анатомии и разработки перспективы.
Гелиоцентрическая система мира Коперника
Появление в конце XIII - начале XIV в. нового духовного движения было не случайно. Оно было связано с
изменением экономической и социально-политической жизни средневекового общества: ростом городов и освобождением их от феодальной зависимости, расширением торговли и
товарно-денежных отношений, развитием цеховой организации ремесленного производства и личной инициативы. Новая европейская культура возникла на родине античности - в Италии,
где находились крупнейшие города-республики: Флоренция, Генуя, Венеция, Милан, где «сам воздух и сама земля обеспечили итальянцам преемственность великой культуры античного
мира». По-итальянски новое духовное направление называлось Ринашимен-то. Но в европейских языках закрепилось французское слово «РЕНЕССАНС», что в переводе на русский язык и
означает «Возрождение».
Италия в эпоху Возрождения
Так получил название новый художественный стиль, отличающийся преемственностью античной культуре, которая
воспринималась итальянцами XIV— XVI вв. как национальное достояние, вдохновляла и была для них источником и образцом творчества и жизневосприятия. Но открытие, или возрождение,
лучезарной античности - это не просто подражание и возвращение греко-римских традиций и идеалов. Это новое прочтение античной культуры, забытой во времена средневекового
«темного невежества». В этом смысле термин «гуманизм» («человечный») дает более широкое понимание культуры, провозгласившей человека и его блага высшей ценностью.
Вачьянц, А.М. Вариации прекрасного. Ренессанс. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 104 с.: ил. – (Мировая
художественная культура).
|
You can do it, too! Sign up for free now at https://www.jimdo.com