ПРОТОРЕНЕССАНС. УВЕРТЮРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Родиной Возрождения, ее классическим очагом была Италия имеющая глубокие античные корни, благодатный климат
и выгодное географическое положение. В ее городах никогда не прекращалась общественная жизнь, а сложившееся мироощущение сильно отличалось от религиозного пессимизма европейских
стран, расположенных к северу от Альп.
Итальянское Возрождение принято подразделять на следующие этапы:
Проторенессанс (от греч, «протос» - «первый») стал предвестником новой
художественной культуры Италии. Возникший на основе византийско-готических традиций и зарождающихся ренессансных особенностей, он сыграл большую роль в развитии всей европейской
культуры, подготовив дальнейшее наступление Ренессанса.
Центрами Возрождения стали города Тосканы (север Италии), в которых власть сосредоточилась в руках крупных
банкиров, купцов и ремесленников и которые рано приобрели политическую самостоятельность. Это Флоренция, Милан, Сиена Болонья, Пиза, Падуя. В некоторых из
них сложились художественные школы: в Пизе, Сиене, Болонье и, конечно, основанной на берегах реки Арно, Флоренции («Цветущая»). Ей принадлежало первенство среди других
городов-государств, а ее роль в развитии культуры Италии подобна роли Афин в Греции.
Если романское и готическое искусство почти не оставило имен мастеров, то в эпоху Возрождения положение
художника в обществе изменилось. Безличное цеховое мастерство уступило место индивидуальному творчеству. Зачинателями Проторенессанса в области пластических искусств
были Никколо и Джовани Пизано, Арнольфо ди Камбио, Джотто, Симоне
Мартини.
Пытаясь преодолеть в своем творчестве средневековые традиции, они во многом опередили свое время. В
целом архитектура Ренессанса отличается от средневековой
Италию мало коснулась варваризация,
позднеантичная традиция здесь почти не прерывалась, и готика не получила широкого развития (вспомним соборный комплекс в
Пизе). Поэтому средневековая итальянская архитектура стала мостом, перекинутым от античности
к ренессансу. Хотя во Флоренции в этот период появлялись сооружения, овеянные новым духом, в целом, архитектура Проторенессанса не обладала еще большой степенью единства.
В конце XIII в. во Флоренции возводится главное храмовое сооружение, ставшее символом города,
— Собор Санта Мария дель Фьоре. Автором первого проекта фасада собора был Арнольфо ди Камбио (ок. 1240-1310). Затем работу над проектом продолжил Джотто, построивший стройную, гордую, пятиярусную кампанилу (колокольню) Флорентийского собора. На ее стенах, расцвеченных полосками
снежно-белого, зеленовато-черного розового мрамора (так называемыйинкрустационный стиль), выполнены рельефы.
Арнольфо ди Камбио был также автором известных храмовых и гражданских монументальных построек того времени:
здание синьории (городского совета), известное под названием Палаццо Веккьо и церкви Санта Кроче.
Ранее всего, пожалуй, искусство Проторенессанса проявилось в скульптуре. Она связана с
именами Никколо Пизано, Арнольфо ди Камбио, Джовани Пизано,Андреа Пизано.
Никколо Пизано (1220/25-1278/84) был одним
из родоначальников новых тенденций в проторенессанской скульптуре, отказавшись от бестелесности готических фигур. В его мраморных статуях добродетелей и
рельефах кафедры пизанского баптистерия, изображающих евангельские образы, впервые заговорила античность.
В обнаженной, еще не вполне пропорциональной фигуре атлета (аллегория Силы) он пытался утвердить античную
физическую красоту и силу человека. Но его реформы опередили свое время и не нашли последователей. Так, в рельефах кафедры Сиенского собора, выполненного Никколо Пизано совместно
с сыномДжованни Пизано (ок. 1245— ок. 1320), который был страстным приверженцем готики, и своим
учеником Арнольфо ди Камбио, вновь чувствуется влияние готических традиций.
Подлинным основателем флорентийской школы был Андреа
Пизано (1290-1339). Его главными работами стали рельефы Южных дверей Баптистерия и выполненные вместе с Джотто барельефы колокольни флорентийского собора,
прославляющие труд.
|
ЖИВОПИСЬ
Одним из самых ценных источников сведений о жизни и творчестве итальянских художников Возрождения служит
внушительный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.), принадлежащий перу Джорджо Вазари (1511 — 1574), итальянского архитектора, живописца и историка искусства.
Первое жизнеописание в книге Вазари посвятил Чимабуэ (настоящее имя Ченни ди Пепо; около 1240 — около 1302), которого он назвал родоначальником нового итальянского стиля живописи.
Чимабуэ был знаменит во Флоренции - мастер торжественной алтарной картины и иконы. Его образам свойственны отвлечённость и статичность. Хотя Чимабуэ в творчестве следовал
византийским традициям, он старался выразить в своих работах земные чувства, смягчить жёсткость византийского канона.
Поиски нового гораздо решительнее обнаружили себя в произведениях Пьетро Каваллини (между 1240 и 1250 — около 1330), поклонника позднеантичной живописи. Каваллини жил и работал в Риме. Он автор мозаик
(церковь Санта-Мария ин Трастевере; 1291) и фресок (церковь Санта-Чечилия ин Трастевере; около 1293). Живописец придавал изображениям объёмность
и материальную осязаемость.
Достижения Каваллини перенял Джотто ди
Бондоне (1266 или 1267 — 1337), величайший художник Проторенессанса, истинный новатор в итальянской живописи. Одна из ключевых фигур в истории западного
искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства.
Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.
Живопись Проторенессанса представлена двумя крупными художественными школами Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини).
Центральной фигурой проторенессансной живописи, «светочем флорентийской славы» стал живописец, архитектор,
скульптор Джотто ди Бондоне (1266/76-1337),
художественные реформы которого намного опередили свое время. С его именем связан истинный перелом в итальянском искусстве. Не выходя из круга религиозных тем, Джотто
изображал в библейских сказаниях жизнь земных людей с ее радостями и страданиями.
Он первым изобразил
По словам Виктора Лазарева «Джотто создал для объемных фигур реальное пространственное
окружение, в пределах которого человек получил возможность свободно двигаться и крепко стоять на ногах».
Своеобразие художественного языка Джотто заключается в том, что он, «ориентируя отдельные
фигуры и композицию в целом на плоскость, тем не менее никогда не дает плоскости художественного образа. Его фигуры объемны, их расстановка пространственна, его интерьеры
трехмерны. Но как фигуру, так и пространство фрески Джотто подчиняет плоскостному ритму» (В. Лазарев).
Самым известным его произведением стал цикл фресок в Капелле делъ Арена в
Падуе (38 сцен из жизни Христа), которая принадлежала банкиру Энрико Скровеньи. Фрески, расположенные вдоль боковых стен, гармонично
согласуются с архитектурным пространством капеллы. Основная идея фресок Джотто - «это идея высокой значимости нравственных ценностей. Данное положение получает наиболее
полное раскрытие в трактовке центрального образа всего цикла - Христа. Христос выступает как носитель высокой идеи нравственного совершенства. Подобно античному герою проходит
он с высоко поднятой головой через все тяжелые испытания, со стоическим мужеством, а не с христианским смирением перенося ниспосланные на него несчастья» (В.
Лазарев)
Завоевания Джотто были не сразу восприняты его современниками, а изобразительное искусство второй половины XIV в. было менее интересным,
чем в начале столетия. Исключение составляет сиенская живописная школа, в которой преемственность рыцарской культуры
не нарушалась. Сиена придерживалась более консервативных традиций, чем Флоренция и стояла в стороне от проторенессансного движения. Ее основателем считают старшего современника
Джотто Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255-1319), чьи симпатии были на стороне византийского и готического искусства,
для которых характерны мягкость, хрупкость, мелодичность ритмов линий. («Маэста», что означает «величество», «Мадонна Ручеллаи»).
Одним из самым выдающихся представителей сиенской школы, учеником Дуччо, другом и любимым художником
поэта Петрарки, был Симоне Мартини (ок. 1285-1344), произведения которого проникнуты
светским духом, декоративностью, изяществом и поэтической одухотворенностью.
На картине"Благовещенье" изображено Благовещение, то есть момент, когда, внезапно явившись Марии, архангел Гавриил сообщает ей, что она
станет матерью Христа. Вздымающийся плащ ангела и его распростертые крылья свидетельствуют о том, что он только что появился здесь. Слова приветствия, с которыми ангел обращается
к Мадонне, начертаны на золотом фоне, как будто бы они исходят из его уст. Мария, напуганная принесенной Гавриилом вестью, слегка отвернулась от него и подбирает рукой свой плащ,
словно бы защищаясь от охватившего ее смятения. Белые лилии и книга, которую держит Мадонна,- эти традиционные атрибуты сцены Благовещения трактованы мастером с необычным для того
времени реализмом. Изящество фигур и драгоценное сияние красок картины делают ее одним из самых совершенных образцов позднеготического искусства.
Симоне исполнял работы для самых влиятельных и просвещенных заказчиков своего времени, для правительства Сиены, поэта Петрарки и для
короля Роберта Неаполитанского.
|
You can do it, too! Sign up for free now at https://www.jimdo.com