ПРОТОРЕНЕССАНС. УВЕРТЮРА ВОЗРОЖДЕНИЯ


   Родиной Возрождения, ее классическим очагом была Италия имеющая глубокие античные корни, благодатный климат и выгодное географическое положение. В ее городах никогда не прекращалась общественная жизнь, а сложившееся мироощу­щение сильно отличалось от религиозного пессимизма евро­пейских стран, расположенных к северу от Альп.
   Итальянское Возрождение принято подразделять на следую­щие этапы:
  1. Проторенессанс, или предвозрождение (конец ХШ-Х1Увв), которое делится на: дученто (двухсотые годы) - XIII в и треченто (трехсотые годы) — XIV в.
  2. Раннее Возрождение, или кватроченто (XV в.)
  3. Высокое Возрождение, или чинквеченто (конец XV — начало XVI в.)
  4. Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI в.)
   Проторенессанс (от греч, «протос» - «первый») стал предвестником новой художественной культуры Италии. Возникший на основе византийско-готических традиций и зарождающихся ренессансных особенностей, он сыграл большую роль в развитии всей европейской культуры, подготовив дальнейшее наступ­ление Ренессанса.
   Центрами Возрождения стали города Тосканы (север Италии), в которых власть сосредоточилась в руках крупных банкиров, купцов и ремесленников и которые рано приобрели политическую самостоятельность. Это Флоренция, Милан, Сиена Болонья, Пиза, Падуя. В некоторых из них сложились художественные школы: в Пизе, Сиене, Болонье и, конечно, основанной на берегах реки Арно, Флоренции («Цветущая»). Ей принадлежало первенство среди других городов-государств, а ее роль в развитии культуры Италии подобна роли Афин в Греции.
   Если романское и готическое искусство почти не оставило имен мастеров, то в эпоху Возрождения положение художника в обществе изменилось. Безличное цеховое мастерство уступило место индивидуальному творчеству. Зачинателями Проторе­нессанса в области пластических искусств были Никколо и Джовани ПизаноАрнольфо ди КамбиоДжоттоСимоне Мартини.
   Пытаясь преодолеть в своем творчестве средневековые тради­ции, они во многом опередили свое время. В целом архитектура Ренессанса отличается от средневеко­вой
  • широким применением античной ордерной системы;
  • мас­штабностью, соразмерной человеку;
  • развитием не ввысь, а в ширину;
  • статичностью за счет горизонтальных этажей,
  • исполь­зованием строгих, в большинстве случаев прямоугольных, форм.
   Италию мало коснулась варваризация, позднеантичная тра­диция здесь почти не прерывалась, и готика не получила широ­кого развития (вспомним соборный комплекс в Пизе). Поэтому средневековая итальянская архитектура стала мостом, перекинутым от античности к ренессансу. Хотя во Флоренции в этот период появлялись сооружения, овеянные новым духом, в целом, архитектура Проторенессанса не обладала еще большой степенью единства.

Соборный ансамбль в Пизе

   В конце XIII в. во Флоренции возводится главное храмовое сооружение, ставшее символом города, — Собор Санта Мария дель Фьоре. Автором первого проек­та фасада собора был Арнольфо ди Камбио (ок. 1240-1310). Затем работу над проектом продолжил Джотто, построивший стройную, гордую, пятиярусную кампанилу (колокольню) Флорентийского собора. На ее стенах, расцвеченных полосками снежно-белого, зеленовато-черного розового мрамора (так называе­мыйинкрустационный стиль), выполнены рельефы.
Санта Мария Дель Фьоре
Колокольня Джотто (кампанила)
Росписи купола собора
   Арнольфо ди Камбио был также автором известных храмовых и гражданских монументальных построек того времени: здание синьории (городского совета), известное под названием Палаццо Веккьо и церкви Санта Кроче.
Палаццо Веккьо

Палаццо Веккьо. Интерьер
Церковь Санта Кроче

   Ранее всего, пожалуй, искусство Проторенессанса проявилось в скульптуре. Она связана с именами Никколо ПизаноАрнольфо ди КамбиоДжовани Пизано,Андреа Пизано.
   Никколо Пизано (1220/25-1278/84) был одним из родоначальников новых тенденций в проторенессанской скуль­птуре, отказавшись от бестелесности готических фигур. В его мра­морных статуях добродетелей и рельефах кафедры пизанского баптистерия, изображающих евангельские образы, впервые за­говорила античность.
Николло Пизано
Благовещение и Рождество и Поклонение
волхвов (деталь кафедры)
Кафедра баптистерия в Пизе
   В обнаженной, еще не вполне пропорци­ональной фигуре атлета (аллегория Силы) он пытался утвердить античную физическую красоту и силу человека. Но его реформы опередили свое время и не нашли последователей. Так, в релье­фах кафедры Сиенского собора, выполненного Никколо Пизано совместно с сыномДжованни Пизано (ок. 1245— ок. 1320), который был страстным приверженцем готики, и своим учени­ком Арнольфо ди Камбио, вновь чувствуется влияние готических традиций.
Аллегория Силы. Рельеф кафедры баптистерия в Пизе
Кафедра собора в Сиене
Андреа Пизано. Южные двери баптистерия
   Подлинным основателем флорентийской школы был Андреа Пизано (1290-1339). Его главными работами стали рельефы Южных дверей Баптистерия и выполненные вместе с Джотто барельефы колокольни флорентийского собора, прославляющие труд.


Copyright MyCorp © 2016

ФРЕСКА. СИНОПИЯ. КАРТОН


В искусстве итальянского Возрождения настенная живопись занимала господствующее место. Она выполнялась в технике фрески — красками, приготовленными на воде, писали по сырой штукатурке (само слово «фреска» по-итальянски означает «свежий», «сырой»] и по сухой («а секко», что в переводе с итальянского означает «по сухому»). Основное связующее вещество штукатурки — известь. Фресковая роспись выполняется быстро и нередко по частям, между которыми остаются соединительные швы. Со второй половины XV столетия технику фрески стали дополнять живописью «по сухому», которая позволяла работать несколько медленнее и допускала отделку деталей.

    Фреска итальянского Возрождения (XIV—XVI вв.) как техника стенописи (целенаправленная система создания росписей в архитектуре) прошла путь от росписей проторенессанса, имевших тщательно заглаженную и заполированную (блестящую) поверхность, выполнявшихся по античной (римской) технологии..., до фресок Высокого Возрождения, поверхность которых была незаглаженной, матовой.
    Если ранее фрески писались довольно жидкими по консистенции колерами, через которые просвечивал белый intonaco, то в XVI и XVII веках они выполнялись красками, в достаточной степени кроющими, а в более поздних работах и просто кроющими, и мастера совершенно не рассчитывали на просвет фона через красочный слой. Ранние фрески — вставки относительно небольшого размера — писались в один прием (правда, с дописыванием по-сухому). Более поздние — огромные композиции в станцах Ватикана и в Сикстинской капелле, писались по частям — небольшими фрагментами.

    Во второй половине XIII века в Италии выдающийся мастер росписи стен Джотто (1266—1327) первым отошел от византийской традиции, как в иконографии своих композиций, так и в подготовке поверхностей под росписи. Он и его ученики начали возрождать античные традиции. Правда, они не воссоздали античный многослойный текториум, а применяли трехслойные и главным образом двухслойные грунты, но накрывочный (верхний) слой их грунтов тщательно заглаживался и полировался, имел сильный блеск поверхности, как у античных росписей.

    Грунт наносили на стену не сразу на всю ее поверхность (как это имело место с текториумом), а по мере продвижения работы. Верхний слой — только на 1 день работы.

   Джотто и его ученики писали главным образом жидкими полупрозрачными красками (колерами) по белому, сильно заглаженному грунту с расчетом на просвет его сквозь красочный слой. Широко использовали цветовые подкладки и лессировки. Делали они и многочисленные ретуши яичной темперой по уже просохшему красочному слою фрески, которая является материалом, имеющим малую атмосферостойкость.

 

 
Джотто. Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1310)

Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды . 1304-06. Капелла Скровеньи

 

Методика работы фреской, разработанная Джотто и его учениками, использовалась почти до конца XV века.

В XV веке работали такие выдающиеся мастера фрески, как Мазаччо (1401 — 1428), Филиппо Липпи (1406— 1469), Беноццо Гоццоли (1420—1497), Пьеро делла Франческа (ок. 1420—1492), Андреа Мантенья (1431 —1506), Доменико Гирландайо (1449—1494), Сандро Боттичелли (1445—1510), Пьетро Перуджино (1452—1523) и другие.

Работе над росписями предшествовало изготовление синопий — вспомогательных рисунков, нанесённых под фреску на первый слой штукатурки. Они выполнялись красной охрой, которая добывалась из глины близ города Синоп на южном берегу Чёрного моря и называлась синопской краской, или синопией, затем и сами рисунки стали именоваться синопиями. Они применялись в итальянской живописи с XIII в. и до середины XV в. 

 

Синопия из музея в Пизе

Мастер "Триумфа Смерти". Охотники. 

 

Деталь фрески "Триумф Смерти" на кладбище Кампо-Санто в Пизе. Около 1360

 

 

При реставрации в 1960 г. «Триумфа смерти» в галерее кладбища Кампо Санто в Пизе были обнаружены синопии, ещё более выразительные, чем сама фреска. После наводнения 1966 г. во Флоренции при реставрационных работах нашли большое количество синопий. Выставка снятых со стен фресок и синопий состоялась в 1968 г. в Нью-Йорке, Лондоне и других городах. Не все живописцы обращались к синопиям. Джотто, например, обходился без них.

Постепенно от синопий отказались. С середины XV в. широкое распространение в живописи получили картоны. Это выполненные на бумаге или на ткани подготовительные рисунки в размере будущих произведений. Контуры рисунка переносили на влажную штукатурку с помощью угольной пыли. Её продували через проколотые в контуре дырочки и вдавливали в штукатурку каким-либо острым инструментом.

Иногда синопии из эскизного наброска превращались в законченный монументальный рисунок, а картоны приобретали значение самостоятельных произведений живописи.


Copyright MyCorp © 2016

ЖИВОПИСЬ


   Одним из самых ценных источников сведений о жизни и творчестве итальянских художников Возрожде­ния служит внушительный труд «Жизнеописания наиболее знамени­тых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.), принадлежащий перу Джорджо Вазари (1511 — 1574), итальян­ского архитектора, живописца и ис­торика искусства.
Автопортрет. Галерея Уффици, Флоренция
Джорджо Вазари. Персей и Андромеда. 1580
   Первое жизнеописание в книге Вазари посвятил Чимабуэ (настоя­щее имя Ченни ди Пепо; около 1240 — около 1302), которого он на­звал родоначальником нового италь­янского стиля живописи. Чимабуэ был знаменит во Флоренции - мастер торжественной алтарной картины и иконы. Его образам свой­ственны отвлечённость и статич­ность. Хотя Чимабуэ в творчестве следовал византийским традициям, он старался выразить в своих рабо­тах земные чувства, смягчить жёст­кость византийского канона.
Чимабуэ "Мадонна с ангелами"
Чимабуэ "Мадонна Ручеллаи"
   Поиски нового гораздо реши­тельнее обнаружили себя в произве­дениях Пьетро Каваллини (между 1240 и 1250 — около 1330), поклон­ника позднеантичной живописи. Ка­валлини жил и работал в Риме. Он автор мозаик (церковь Санта-Мария ин Трастевере; 1291) и фресок (цер­ковь Санта-Чечилия ин Трастевере; около 1293). Живописец придавал изображениям объёмность и мате­риальную осязаемость.
Мозаика Каваллини в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере
Каваллини. Страшный Суд,
деталь росписи в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере
   Достижения Каваллини пере­нял Джотто ди Бондоне (1266 или 1267 — 1337), величайший худож­ник Проторенессанса, истинный новатор в итальянской живописи. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.
Портрет Джотто кисти Паоло Уччелло.
Ок. 1450. Деталь картины
«Пять основателей флорентийского искусства
Мадонна Оньисанти.
ок.1310 г. Уффици, флоренция
Исав перед Исааком. Фреска.
Ок. 1295. Ассизи, церковь Сан Франческо, верхняя церковь
  
  Живопись Проторенессанса представ­лена двумя крупными художественными школами Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини).
  Центральной фигурой проторенессансной живописи, «светочем флорентийской сла­вы» стал живописец, архитектор, скульптор Джотто ди Бондоне (1266/76-1337), худо­жественные реформы которого намного опе­редили свое время. С его именем связан ис­тинный перелом в итальянском искусстве. Не выходя из круга религиозных тем, Джот­то изображал в библейских сказаниях жизнь земных людей с ее радостями и страдания­ми.
  Он первым изобразил
  • реальное трехмер­ное пространство, построенное на перспек­тивно-линейном основании;
  • ввел в живопись пластический объем фигур;
  • изобразил в жи­вописи интерьер.
  По словам Виктора Лаза­рева «Джотто создал для объемных фи­гур реальное пространственное окружение, в пределах которого человек получил возможность свободно двигать­ся и крепко стоять на ногах».
  Своеобра­зие художественного языка Джотто заклю­чается в том, что он, «ориентируя отдельные фигуры и композицию в целом на плоскость, тем не менее никогда не дает плоскости художественного обра­за. Его фигуры объемны, их расстановка пространственна, его интерьеры трехмерны. Но как фигуру, так и простран­ство фрески Джотто подчиняет плоско­стному ритму» (В. Лазарев).
  Самым известным его произведением стал цикл фресок в Капелле делъ Арена в Падуе (38 сцен из жизни Христа), которая принадлежала банкиру Энрико Скровеньи. Фрески, расположенные вдоль боковых стен, гармонично согласуются с архитектурным пространством капеллы. Основная идея фресок Джотто - «это идея высокой значимости нравственных ценностей. Данное положение получает наиболее полное раскрытие в трактовке цент­рального образа всего цикла - Христа. Христос выступает как носитель высо­кой идеи нравственного совершенства. Подобно античному герою проходит он с высоко поднятой головой через все тяжелые испытания, со стоическим му­жеством, а не с христианским смирени­ем перенося ниспосланные на него не­счастья» (В. Лазарев)
Капелла дель Арена в Падуе. Вид с фасада
«Страшный суд», деталь. Модель
Интерьер. Вид на алтарь
«Введение во храм»
«Бегство в Египет»
«Положение во гроб»
 
  Завоевания Джотто были не сразу вос­приняты его современниками, а изобрази­тельное искусство второй половины XIV в. было менее интересным, чем в начале сто­летия. Исключение составляет сиенская живописная школа, в которой преемствен­ность рыцарской культуры не нарушалась. Сиена придерживалась более консерватив­ных традиций, чем Флоренция и стояла в стороне от проторенессансного движения. Ее основателем считают старшего совре­менника Джотто Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255-1319), чьи симпатии были на сто­роне византийского и готического искусст­ва, для которых характерны мягкость, хруп­кость, мелодичность ритмов линий. («Маэста», что означает «величество», «Мадонна Ручеллаи»).

Маэста (Лицевая и оборотная стороны. Реконструкция), 1308—1311

Мадонна Ручеллаи

 
   Одним из самым выдающихся предста­вителей сиенской школы, учеником Дуччо, дру­гом и любимым художником поэта Петрарки, был Симоне Мартини (ок. 1285-1344), про­изведения которого проникнуты светским ду­хом, декоративностью, изяществом и поэтичес­кой одухотворенностью.
Симоне Мартини. Маэста. 1315 г. Палаццо Пубблико. Сиена
Симоне Мартини и Липпо Мемми. Благовещенье. 1333. Уффици. Флоренция
   На картине"Благовещенье" изображено Благовещение, то есть момент, когда, внезапно явившись Марии, архангел Гавриил сообщает ей, что она станет матерью Христа. Вздымающийся плащ ангела и его распростертые крылья свидетельствуют о том, что он только что появился здесь. Слова приветствия, с которыми ангел обращается к Мадонне, начертаны на золотом фоне, как будто бы они исходят из его уст. Мария, напуганная принесенной Гавриилом вестью, слегка отвернулась от него и подбирает рукой свой плащ, словно бы защищаясь от охватившего ее смятения. Белые лилии и книга, которую держит Мадонна,- эти традиционные атрибуты сцены Благовещения трактованы мастером с необычным для того времени реализмом. Изящество фигур и драгоценное сияние красок картины делают ее одним из самых совершенных образцов позднеготического искусства.
   Симоне исполнял работы для самых влиятельных и просвещенных заказчиков своего времени, для правительства Сиены, поэта Петрарки и для короля Роберта Неаполитанского.

 


Copyright MyCorp © 2016